Резиновая крошка: производство и характеристики
Сырьём для производства резиновой крошки служат отработавшие свое шины. Путем переработки из вторичного сырья получают фракции определенного размера: их и называют резиновой крошкой. Размер таких частиц может варьировать в пределах от 0,05 до 10 мм, чем и обусловлено последующее применение продукта: мелкую, более похожую на крупный песок, используют в качестве добавок-наполнителей при изготовлении мастик, асфальта, битума для настила дорожных покрытий. Более крупные фракции идут на изготовление искусственных газонов, детских и спортивных покрытий.
Все о вторсырьё для производства резиновой крошки
Факт, о котором мало кто догадывается и знает: большая часть производимой во всем мире резины тратится на отливку автомобильных шин. Срок службы «обуви для колес» не столь уж и долог, а вот вопрос утилизации до сих пор не решен в полном объеме. В РФ существует федеральный классификатор отходов, согласно которому автомобильные шины относят к IV классу по уровню их воздействия на окружающую среду. Подобные изделия подлежат обязательной утилизации при том, что их складирование (хранение), сжигание и захоронение недопустимы. То есть всякий автовладелец, соблюдающий законы, обязан сдавать шины на утилизацию, а в данном случае — на переработку. Поскольку передача на утилизацию сопровождается денежными затратами со стороны сдающего, то понятно нежелание заниматься этим вопросом, а потому вторсырья для переработки оказывается более чем достаточно.
Для того чтобы понять масштабы проблемы, достаточно сказать, что каждый год только в двух крупных российских городах — Москве, Санкт-Петербурге, приносит около 70 тысяч шин, которые необходимо утилизировать. К сожалению, механическим способом, о котором ведется разговор ниже, в настоящий момент перерабатывается всего около 10% вторсырья.
Технология изготовления резиновой крошки
Наиболее простым, дешевым и эффективным способом утилизировать покрышки считается механический, то есть такой, при котором б/у резина иссекается в крошку с последующим её применением. Чаще всего применяют гильотины, гидравлические, механические или дисковые ножницы, а также резаки по спирали. Приоритет отдают более безопасным и эффективным гидравлическим ножницам.
Этап 1. Сначала вырезают бортовое кольцо.
Этап 2. Затем в работу включают режущее оборудование, например, которое помогает распустить шину на полоски. По завершению операции в зависимости от применяемых агрегатов и типа режущих поверхностей на первом этапе получают крупные фрагменты, требующие дальнейшей переработки.
Полученные куски резины подвергают иссечению на так называемые «чипсы» с помощью дробилок, которые оснащены ножами, позволяющими производить фрагменты разного размера — от 20×20 мм до 100×100 мм. Этот этап может повторяться неоднократно до получения чипсов нужного размера, а для этого используют сито, в котором остаются крупные куски, отправляемые на повторную обработку.
Этап 3. Полученные чипсы — это только сырьё, подлежащее последующей обработке: измельчения на грануляторах, оснащенных ножами. Проходя через группу ножей крупные куски дробятся на мелкие фракции, размер которых составляет 5 — 20 мм.
Этап 4. В полученном мелкофракционном материале помимо резины присутствуют и другие компоненты автошин — это текстильный и металлический корд, от которого необходимо очистить резиновую крошку. Наилучшим способом является сепарация, в некоторых случаях — многоразовая для гарантии чистоты продукта. Сепарацию, то есть отделение от текстиля, производят на вибростолах или с помощью воздуха, который выдувает легкие текстильные волокна. Для очистки от металлического корда применяют вибростолы, оснащенные магнитами, или специальные магнитные отборщики.
Кстати, полученный в результате сепарации текстиль также отправляют на переработку, в результате которой на свет появляется утеплитель — минвата, наполнитель для спортивных снарядов, компонент строительных смесей и даже арматура. Металл подлежит вторичному использованию в виде наполнителя для фибробетона, компонента для производства арматуры, а так называемый «пух» брикетируют для последующей переработки и использования.
Этап 5. Очищенную от посторонних компонентов резиновую крошку необходимо довести до размеров, удобных для последующего применения, а потому сырьё отправляется на вальцовый гранулятор с меньшими расстояниями между ножей. Желаемый результат — фракции требуемого размера — получают в результате нескольких проходов через гранулятор и сито. Как правило, число проходов может достигать 5 и более.
Измельчение может быть выполнено и на оборудовании шнекового типа, то есть такого, который имеет конический винт с режущей спиралью. Возможности такого агрегата — фракции размером 0,2 — 20 мм.
Этап 6. Дополнительная очистка от металлического и текстильного корда. Результат — мягкая резиновая крошка, отличающаяся рваными краями.